Ушу

Термин ушу, что в переводе с китайского значит «воинское искусство», является уникальной системой воспитания тела и духа.

История возникновения ушу начинается ещё с III века н.э., когда в Китае начались попытки систематизации подготовки воинов на основе существующих в то время видов борьбы и рукопашного боя, таких как шуайцзяо, цзюэди, шоубо. Можно выделить несколько этапов в становлении ушу как единой и многогранной системы, каковой она является на сегодняшний день: введение обучения бою с оружием и голыми руками в армии; появление индийского буддийского миссионера Бодхидхармы в монастыре Шаолинь (об этом можно почитать в разделе Шаолиньцюань); культурная революция в Китае.

В ушу насчитывается порядка четырёхсот стилей, которые можно разделить на внутренние стили, называемые нэйцзя, такие как багуачжан, тайцзицюань и синъицюань, и внешние - вэйцзя, к которым относится большинство остальных стилей, таких как шаолиньцюань. Есть также методика деления на направления по происхождению: шаолиньское, уданское и эмэйское, а также деление стилей на “северные” и “южные”. Считается, например, что для “северных” стилей характерна амплитудная работа и бой на длинной и средней дистанциях, для “южных” же - короткая резкая техника боя на средней и короткой дистанциях. Тем не менее вышеупомянутые методы классификации не абсолютны - занимающийся внешним стилем всё равно обязательно уделяет внимание работе с внутренней энергией ци; мастер внутреннего стиля всегда сохраняет отменную физическую форму.

Тут следует отметить, что несмотря на разделение стилей на внешние и внутренние, управление внутренней энергией ци является основополагающим аспектом достижения мастерства абсолютно во всех стилях ушу. Многие великие учителя сравнивали ци с вечно вьющейся нитью, пронизывающей всё тело. «Нельзя тренировать только что-либо одно. Если тренировать только физическую силу, не будет живости и лёгкости в движениях; если думать только о ци, движения будут неуклюжими», - эти слова мастера тайцзицюань Фэн Чжицяна являются отличной иллюстрацией одного из основных принципов занятий ушу. Развитие навыков работы с ци в разных стилях имеет различные формы: медитации, комплексов дыхательных упражнений, статических упражнений. Соответственно, для медитации ученик должен был быть чист помыслами, поэтому высокие моральные требования к ученикам предъявлялись как при развитии ушу в воинской среде, так и в монастырях. Замечательно характеризует подход к этическому воспитанию при обучении ушу древнее китайское моральное требование: «Отрешаться от дурных наклонностей прежде, чем они проявятся в сознании».

Расцвет ушу, и основное оформление его как классифицированной и упорядоченной системы физического и духовного воспитания приходится на XVI - XVII века. Тут необходимо упомянуть вклад генералов Юй Даю и Ци Цзигуана, являвшихся выдающимися мастерами ушу. Перу Юй Даю принадлежит обобщающий и систематизирующий трактат о владении прямым мечом и палкой «Цзяньцин». Ци Цзигуан свёл достижения различных ветвей ушу в своём трактате «Цзисяо синьшу».

После культурной революции в Китае ушу претерпело некоторые изменения. Были признаны опасными и упразднены поединки по ушу, и ушу было переведено в разряд спорта. Для поединков был придуман как бы отдельный раздел под названием саньда. Комплексы ушу (таолу) тоже не остались без внимания - были синтезированы спортивные стили ушу: чанцюань - «Длинный кулак», на основе шаолиньцюань, паоцюань, чацюань и других, и наньцюань - «Южный кулак», основанный на хунцзяцюань, цайлифоцюань, лицзяцюань, люцзяцюань и моцзяцюань, и некоторых других. Отсюда появилось ещё одно современное деление ушу на спортивное и традиционное.

По ушу, как спортивному так и традиционному, проводятся соревнования, неизменно пользующиеся популярностью. Соревнования по таолу проводятся на ковре размером 14х8 метров. Оценки выставляются по десятибалльной системе, в которой, кстати, кроме технического мастерства исполнения учитываются такие параметры, как, например, сила взгляда и наполненность движений.

Массовость занятий ушу в Китае поразительна: известные полководцы и политические деятели Поднебесной, как например Сунь Ятсен, занимались тем или иным направлением ушу; и в то же время почти каждый видел кадры китайских парков и площадей, где множество людей сосредоточенно и с удовольствием ежедневно отрабатывают комплексы ушу.

Санкт-Петербург, Прудковский пер., д. 1/8
Площадь Восстания (0,6 км)
Маяковская (0,8 км)
Чернышевская (1,0 км)